ОСАГО КАСКО АВТОГРАЖДАНКА СТРАХОВОЙ ПОЛИС

 сайт обновлялся:
11 Декабря 2017
Главная
КАСКО. Уменьшаем затраты на страховку
Что такое "КАСКО"
Расчет страхового возмещения по АВТО КАСКО
ОСАГО
Что такое "ОСАГО"
Страхование средств водного транспорта
Страхование грузов
Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика
Добровольное страхование гражданской ответственности судовладельцев
Страхование урожая
Страховой магазин
Все о страховании
КАСКО. Страховой случай
ОСАГО. Страховой случай. Вопросы. Страховой случай и условия осуществления страховой выплаты
ОСАГО. Страховой случай. Вопросы. Определение размера страховой выплаты
ОСАГО. Страховой случай. Вопросы. Вред жизни и здоровью
ОСАГО. Страховой случай. Организация осмотра авто
Урегулируем убыток
Законодательство
Выбор страховой компании
Как заполнить бланк заявления КАСКО
Как заполняют акт осмотра авто
Как определяют повышающий коэффициент по ОСАГО
Как заполнить бланк заявления ОСАГО
О страховом мошенничестве
Компании-партнеры
Глоссарий
Забавное. Авто-фотоприколы
О компании
Контакты
 
 
 
 

В РУС КАСКО - ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ И НЕРВОВ ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ УБЫТКОВ ПО ОСАГО.

 

АВТОСТРАХОВАНИЕ ОСАГО - СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ


Вопрос.Образует ли страховой случай причинение вреда в результате самопроизвольного движения ТС в отсутствии водителя (например, скатился с эстакады)?

Согласно абзаца 3 ст. 1 Федерального закона под использованием транспортного средства понимается эксплуатация ТС, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении). При этом законодатель не связывает эксплуатацию с обязательным нахождением за рулем ТС водителя.
Согласно пункта 12.8. Правил дорожного движения водитель обязан оставлять транспортное средство только в том случае, если он принял необходимые меры, исключающих самопроизвольное движение ТС.
Следует придти к выводу, что эксплуатация ТС является волевым актом со стороны водителя, который может выражаться как в действии (управлении ТС), так и бездействии (например, непринятии необходимых мер, исключающих самопроизвольное движение ТС).
Такой вывод не противоречит и п. 6 Правил страхования, который даёт определение дорожно-транспортного происшествия как «события, произошедшего в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием…», но при этом не содержит упоминания о нахождении водителя за рулем ТС как обязательного условия ДТП (ОСАГО).
Таким образом, движение ТС в отсутствие водителя, ответственность которого застрахована по ОСАГО, явившееся следствием нарушения последним требований ПДД, повлекшим причинение вреда имуществу, жизни или здоровью потерпевших, является страховым случаем (при условии отсутствия предусмотренных законодательством об ОСАГО оснований для отказа в выплате страхового возмещения).
До принятия решения о выплате страховщик должен убедиться, что непосредственно перед ДТП (ОСАГО) ТС управляло лицо, чья ответственности застрахована.

Вопрос. Имеются ли у страховщика основания для отказа в страховой выплате, если потерпевшим пропущен предусмотренный законодательством по ОСАГО срок обращения к страховщику с письменным заявлением о страховой выплате?

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона установлена обязанность потерпевшего «при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая». В пункте 42 Правил страхования эти сроки конкретизированы до 5 и 15 рабочих дней – для отдаленных, малонаселенных или труднодоступных районов.
При нарушении этих сроков, желательно, чтобы потерпевший письменно объяснил причины несоблюдения сроков подачи заявления и по возможности подтвердил их документально.
Действующее законодательство по ОСАГО не предусматривает возможности отказа в страховой выплате при пропуске потерпевшим срока подачи письменного заявления о страховом событии. В связи с этим может быть применена общая норма, предусмотренная ст. 961 ГК РФ, в соответствии с которой неисполнение обязанности по уведомлению страховщика о наступлении страхового случая дает право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.

Вопрос. Производят ли СК Страховую выплату, если вред имуществу потерпевшего был причинен в ходе учебной езды?

ДТП (ОСАГО), в котором участвовали автомобили, используемые для учебной узды в пределах специально отведенных для этого мест (площадки для учебной езды), не относится к страховому случаю в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 6 Федерального закона (подпункт «в» пункта 9 Правил страхования).
В случае если ДТП (ОСАГО) с участием учебного автомобиля произошло на дорогах и прилегающих к ним территориях, урегулирование проводиться в обычном порядке.

Вопрос. Повлечет ли страховую выплату по договору ОСАГО причинение вреда ТС, если собственником ТС потерпевшего и страхователя является одно и тоже лицо (физическое либо юридическое)?

В соответствии со ст. 407, 413 ГК РФ данное обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.
С учетом изложенного страховщик направляет отказ в возмещении по договору ОСАГО.

Вопрос.. Как следует возмещать вред потерпевшему, если органом ГИБДД установлена обоюдная вина страхователя и потерпевшего?

В соответствии с п. 20 «в» постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья», при наличии вины обоих водителей транспортных средств «размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого»
При направлении письма о продлении сроков страховой выплаты по ОСАГО до окончания судебного производства по указанному основанию, специалист подразделения урегулирования убытков должен четко установить наличие причинно-следственной связи между нарушением требований Правил дорожного движения каждым из участников и наступившими ДТП (ОСАГО). В данном случае решение принимает руководитель СК по УУ.
Так, например, если один из участников привлечен к административной ответственности только за управление ТС не прошедшим государственного технического осмотра (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ), а второй – за нарушение правил маневрирования (ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ), то, очевидно, что действия первого водителя не находятся в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП (ОСАГО) и в такой ситуации обоюдная вина отсутствует. Данный убыток подлежит урегулированию исходя из того, что виновным в ДТП (ОСАГО) является только один (второй) участник.
Если вступившим в законную силу решением суда степень вины каждого из водителей не установлена, то следует понимать, что в этом случае подразумевается равнозначная вина обоих водителей участников ДТП (ОСАГО) и страховое возмещение выплачивается в бесспорном порядке (п. 73 Правил страхования) в размере 50% от суммы ущерба, который был причинен потерпевшему.
Описанный в настоящем ответе порядок действий распространяется и на те случаи, когда оба участника ДТП (ОСАГО) являются страхователями одной страховой компании.

Вопрос. Каким образом будет осуществляться страховая выплата по ОСАГО, если ДТП (ОСАГО) произошло из-за нарушения ПДД водителем, управлявшим тягачом с прицепом?

Правила дорожного движения рассматривают автопоезд в составе механического транспортного средства (тягача) и прицепа (полуприцепа, прицепа-роспуска) как одну транспортную единицу. Однако прицеп, тем не менее, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», является отдельным транспортным средством, и при его использовании возможно причинение вреда потерпевшим, поэтому гражданская ответственность его владельца страхуется отдельно от гражданской ответственности владельца тягача.
При рассмотрении страховых случаев с участием автопоезда необходимо, прежде всего, добиться совершенной ясности в вопросе о том, каким именно транспортным средством причинены повреждения жизни, здоровью или имуществу потерпевшего – тягачом, прицепом или ими обоими. Это устанавливается по обстоятельствам происшествия и по наличию повреждений и следов на автопоезде. В случае, если самого столкновения не было, и органами ГИБДД признано, что водитель автопоезда не уступил дорогу (создал помеху) другому ТС, что стало причиной ДТП (ОСАГО), то следует считать, что повреждения причинены тягачом. Если следы столкновения (наезда) имеются как на тягаче, так и на прицепе, то независимо от соотношения их величины необходимо считать, что повреждения причинены тягачом и прицепом в равных долях. Если же повреждения и (или) следы зафиксированы сотрудниками ГИБДД только на одном из транспортных средств в составе автопоезда, то второе транспортное средство должно считаться не участвовавшим в страховом случае.
Исходя из вышесказанного и надо определять вопрос о выплате страхового возмещения в тех случаях, когда тягач и прицеп застрахованы разными страховщиками, либо когда одно из ТС вообще не застраховано, или когда по каким-либо причинам ДТП (ОСАГО) при его использовании не образует страхового случая.
От описанных выше ситуаций следует отличать ДТП (ОСАГО) при буксировке одной автомашиной другой.
В отличие от автопоезда ПДД не считают эту ситуацию движением одного транспортного средства. При буксировке нарушение ПДД, которое привело к ДТП (ОСАГО) может быть совершено как само по себе, так и как следствие нарушения правил буксировки, перечисленных в главе 20 Правил дорожного движения.
Если правила буксировки нарушены не были, то ДТП (ОСАГО) может произойти как в результате нарушения ПДД только водителем буксирующего ТС, так и только водителем буксируемого, а также и при их обоюдной вине.
Для правильного понимания ответственности, как водителя автопоезда, так и буксируемого и буксирующего ТС, необходимо ознакомиться с материалами об административном правонарушении, составленными органами ДОБДД и по результатам ознакомления принять решение о порядке выплаты по ОСАГО (см., например, более подробно вопрос о возмещении вреда при обоюдной вине участников ДТП (ОСАГО).

Вопрос. Является ли страховым случаем повреждение в результате ДТП (ОСАГО) транспортного средства, перевозимого в автомобиле-эвакуаторе, гражданская ответственность водителя которого застрахована по ОСАГО?

При транспортировке на автомобиле-эвакуаторе путем полной погрузки поврежденное транспортное средство должно рассматриваться как груз. В случае ДТП (ОСАГО) по причине нарушения Правил дорожного движения водителем эвакуатора и причинения при этом вреда перевозимой автомашине страховой случай не наступает на основании подпункта «з» пункта 9 Правил ОСАГО. То же происходит и в случае повреждения эвакуируемого ТС при его погрузке на автомобиль-эвакуатор или разгрузке с него – на основании подпункта «и» того же пункта Правил.
Однако если транспортное средство эвакуируется путем вывешивания его передней части или путем частичной погрузки на платформу эвакуатора, то такие способы Правилами дорожного движения рассматриваются уже не как перевозка груза, а как буксировка одного ТС другим. Особенности ДТП (ОСАГО) в таких случаях рассмотрены выше в настоящих Методических указаниях.

Вопрос. Каковы особенности рассмотрения страховых случаев по ОСАГО, связанных с наездом на животное?

При определении размера страхового возмещения по страховым случаям, связанным с наездом на животных, повлекшим их гибель или вынужденный забой, необходимо, в первую очередь, располагать документальным подтверждением стоимости животного. Домашний скот и птица, принадлежащие юридическим лицам и ПБОЮЛ, находятся на балансе хозяйства, и их стоимость определяется по документам бухгалтерского учета и отчетности.
Размер страхового возмещения определяется в таком случае как разница между стоимостью живого животного и стоимостью годных к реализации мяса, шкуры и т.п., которая определяется на основании справки ветеринарной службы с учетом среднерыночных цен. Вопросы компенсации упущенной выгоды, связанной с гибелью животного, подлежат урегулированию непосредственно между потерпевшим и страхователем или иным лицом, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования, в порядке статьи 1072 ГК РФ.
Если владелец может представить только документы о стоимости животного в момент его приобретения и претендует на компенсацию иных расходов (например, стоимость породистого щенка при покупке его в клубе собаководства и расходы на дрессуру, содержание, кормление собаки в течение нескольких лет), то следует компенсировать только эту первоначальную стоимость, как неоспариваемую часть претензий (пункт 73 Правил ОСАГО) и предложить потерпевшему обращаться в суд для решения вопроса о выплате остальной суммы путем направления письма.

Вопрос. Является ли страховым случаем повреждение транспортного средства потерпевшего припаркованным (неподвижным) транспортным средством страхователя?

В соответствии с п. 7 Правил страхования, страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Однако п. 6 Правил страхования под дорожно-транспортным происшествием понимает «событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием…».
Таким образом, законодатель предусмотрел наступление страхового случая только при использовании ТС страхователя в процессе движения в пределах дорог. Следовательно, любое причинение вреда страхователем (например, при открывании им двери своего ТС) не является страховым случаем, если ТС страхователя при этом находилось без движения.

Вопрос. Является ли страховым случаем причинение вреда потерпевшему лицом, не включенным в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению ТС (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями)?

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 377-О по жалобе гражданина Кузнецова Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав абзацем одиннадцатым статьи 1, пунктом 2 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что:
1. Взаимосвязанные положения абзаца одиннадцатого статьи 1, пункта 2 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ – в их конституционно-правовом истолковании в системе нормативно-правового регулирования – не исключают владельцев, использующих транспортное средство на законном основании, но не указанных в страховом полисе, из числа лиц, чей риск гражданской ответственности является застрахованным по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и не предполагают право страховщика отказать в осуществлении страховой выплаты по ОСАГО при причинении такими владельцами транспортных средств вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в Определении от 12.07.2006 № 377-О, на основе правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31.05.2005 № 6-П по делу о проверке конституционности Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Следовательно, при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем, не указанным в полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но использующим транспортное средство на законном основании , риск гражданской ответственности которого является застрахованным в соответствии с пунктом 2 Статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, Страховщик обязан выплатить страховое возмещение потерпевшему, а затем предъявить регрессные требования причинившему вред лицу в размере произведенной Страховщиком страховой выплаты по ОСАГО . Регрессное требование предъявляется согласно Статье 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

Вопрос. Является ли страховым случаем столкновение автомобилей на пароме при переправе через реку?

В соответствии с п. 7 Правил страхования «страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату».
При этом в соответствии с п. 12 ПДД и п. 6 Правил страхования «дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб».
О подъезде участника дорожного движения к паромной переправе согласно разделу 1 Приложения № 1 к ПДД информирует соответствующий предупреждающий знак: «о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер соответствующих обстановке».
Учитывая вышеизложенное, паромная переправа является одним из участков дороги, на котором осуществляется дорожное движение.
В связи с этим, действие положения Федерального закона распространяется на случаи причинения ущерба (вреда) имуществу, жизни и здоровью потерпевшего на паромной переправе.
Вместе с тем необходимо учесть, что страховщик несет ответственность только в случаях причинения страхователем ущерба потерпевшей стороне при въезде на паром (до окончания постановки автомобиля на стоянку), а также при выезде с него.
В момент непосредственного осуществления переправы (все транспортные средства находятся на стояночных местах) ответственность за их сохранность и возможные последствия причинения вреда (ущерба) третьим лицам (этими транспортными средствами) в связи с их незапланированным движением по причинам отличным от управления автомобилем его владельцем – должно нести лицо, обеспечивающее переправу на другой берег.

Вопрос. Что понимается под «внутренней территорией организации» и «прилегающей территорией»?

В соответствии с подпунктом «и» п. 2 ст. 6 Федерального закона и подпункта «к» п. 9 Правил страхования не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации.
В связи с тем, что в законодательстве об ОСАГО отсутствует определение внутренней территории организации, целесообразно считать, что внутренняя территория (земельный участок) организации (юридического лица) - это территория, входящая в его состав, как имущественного комплекса, закрытая для обычного дорожного движения, доступ на которую регулируется администрацией организации, владеющей или пользующейся данной территорией на законных основаниях и осуществляющей определенный режим движения.
Исходя из данного определения, признаками внутренней территории организации являются:
1. наличие законных оснований владения и/или использования территории, например, право собственности, договор аренды (не самозахват);
2. наличие у территории ограждения;
3. организованный администрацией организации контрольно-пропускной режим.
Исходя из приведенных выше признаков «внутренней территории организации», следует признать, что ущерб (вред), причиненный повреждением ТС, на территории гаражного кооператива, рынка или супермаркета, СТОА, предприятия (организации), воинской части (в их границах), садового товарищества – страховым случаем не является.
В случае если из справки ГИБДД или заявления потерпевшего следует, что происшествие могло произойти на внутренней территории организации, необходим выезд на место представителя страховщика, который обязан лично убедиться в наличии или отсутствии совокупности указанных признаков и по результатам составить служебную записку и схему (фото-таблицу) с указанием признаков по которым место ДТП (ОСАГО) относится к внутренней территории организации. По-возможности должны быть получены и приложены к служебной записке копии документов, на основании которых организация владеет и/или использует территорию. При невозможности получения – в служебной записке следует сослаться на пояснения ответственного представителя организации об этом.
При подтверждении факта, что ДТП (ОСАГО) произошло на внутренней территории организации, в страховой выплате должно быть отказано.
От «внутренней территории организации» следует отличать «прилегающую территорию». Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под «прилегающей территорией» понимается «территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с … Правилами» дорожного движения.
Так, согласно пункта 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 795 исполнитель (организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель) оказывает потребителю услуги по хранению автотранспортных средств на автостоянках (в зданиях, сооружениях или на специальных открытых площадках, предназначенные для хранения автомототранспортных средств) по возмездному договору).
Поэтому, несмотря на то, что платные автостоянки, хотя формально отвечают приведенным выше признакам внутренней территории организации, в действительности относятся к «прилегающей территории», на которой действуют Правил дорожного движения и, следовательно, Правила обязательного страхования. ДТП (ОСАГО), произошедшее на территории платной автостоянки должно рассматриваться как страховой случай.
Исходя из определения «прилегающую территорию» не относятся к «внутренним территориям организации» территории дворов, АЗС, жилых массивов, а также территории, на которых органами ГИБДД установлены дорожные знаки и/или нанесена дорожная разметка. Факт установки дорожных знаков (нанесения дорожной разметки) должен быть подтвержден справкой из ГИБДД или иного уполномоченного ею органа, осуществившего такую установку и/или нанесение разметки.

Вопрос. Наступает ли ответственность страховщика по договору ОСАГО в случае причинения вреда потерпевшему в результате вылета камней или кусков льда из-под колес транспортного средства страхователя?

Поскольку Правилами дорожного движения в пункте 1.5. предусмотрены только общие положения о том, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, то вина водителя в повреждении другого транспортного средства вылетевшим из-под колес во время движения камнем или иным предметом может быть установлена только вступившим в законную силу решением суда. А поэтому страховая выплата возможна только при представлении потерпевшим такого решения.

Вопрос. При обращении потерпевшего по ДТП (ОСАГО), которое наступило в течение месяца следующего за днем окончания срока действия полиса ОСАГО, признается ли случай страховым и в каких случаях? Какие действия предпринимает страховщик?

Страховщик проверяет пролонгацию договора ОСАГО:
1. Если срок действия полиса оформлен со дня окончания предыдущего (Правила ОСАГО п. 30), страховщик производит страховую выплату по пролонгированному договору.
2. Если пролонгация договора оформлена с нарушениями правил ОСАГО п. 30, т.е. страхователь внес страховую премию в течение месяца, а полис оформлен с момента оплаты страхового взноса (как новый договор ОСАГО), страховщик устраняет данную ошибку, путем приглашения страхователя и оформления пролонгации со сроком следующего за днем окончания срока действия предыдущего. После устранения ошибок оформляется страховое возмещение по пролонгированному полису.
3. В случае просрочки страхователем уплаты страховой премии более чем на 30 календарных дней действие договора прекращается и потерпевшему направляется отказ в возмещении (в момент ДТП (ОСАГО) договор ОСАГО не действовал).

 
 
Copyright. Яндекс.Метрика